Языки

ОХРАНА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. Коротко о главном.

Русский
ОХРАНА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. Коротко о главном.

    Приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности записан как один из принципов государственной политики в Законе об охране труда, изложенном в 2002 году в новой редакции Законом № 229 По своей сути государственный контроль за охраной труда в некоторых моментах был и остается даже более непреклонным по отношению к собственнику предприятия, чем налоговое законодательство.  Вот почему соблюдение основных нормативных актов по охране труда сможет уберечь работников от несчастных случаев, а собственника и руководство предприятия - от санкций со стороны контролирующих органов.

Чтобы получить представление о том, насколько регламентирована и детализирована эта сфера трудовых отношений, достаточно ознакомиться с положениями Закона об охране труда*. Практически каждая из его статей развивается в подзаконных актах - положениях, инструкциях, правилах, нормативах и стандартах. При этом некоторые из них сохранились и действуют на территории Украины еще в редакциях актов бывших государственных органов СССР и ВЦСПС. И все эти документы непременно содержат словосочетания: "собственник или уполномоченный им орган (далее - собственник) обязан (должен)", "ответственность возлагается на собственника (руководителя) предприятия" и т. п.

В целом система нормативных актов в сфере охраны труда является многоуровневой: начиная с упомянутого Закона об охране труда, Кодекса законов о труде Украины, конвенций Международной организации труда, ратифицированных Украиной, и заканчивая стандартами предприятия, которые также подразделяются на общие и специальные.

Среди подзаконных актов основной массив, разумеется, составляют акты Государственного департамента по надзору за охраной труда (на сегодяшний день он преобразован в Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда (далее - Госнадзорохрантруда). Именно их содержание плюс Государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда, Строительные нормы и правила, Санитарные нормы и правила - ориентир для руководителя предприятия при анализе состояния рабочих помещений (цехов), оборудования, машин и механизмов, рабочих мест на соответствие безопасным условиям труда, разработке должностных инструкций и инструкций по охране труда.

К сожалению, внушительные массивы стандартов и нормативов, конечно же, не становятся "бестселлерами" для всех без исключения работников предприятия. Да и собственник или руководитель не может изменить приказами самого отношения своих подчиненных к охране труда в целом. Нередко приходится, например, наблюдать, как из "бесхозно" установленного в офисе ксерокса сотрудница пытается достать зажеванный лист бумаги, смело открыв его корпус. Вероятно, ее никто не предупредил, что на его отдельных элементах напряжение достигает нескольких тысяч вольт, а блокировки имеют способность не срабатывать (тем более если их действие никто не проверяет).

Естественно, выполнение тех или иных требований законодательства прежде всего сопоставляется с экономическим результатом. Но как раз этот подход неприемлем, когда речь идет о Законе об охране труда. Последний требует, чтобы в первую очередь обеспечивались безопасность работника и безвредные условия труда. Причем отдельные нормы данного Закона начинают работать буквально сразу с момента регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

Кто следит за безопасностью труда на предприятии

После создания предприятия собственник должен решить, кто же конкретно из должностных лиц будет организовывать охрану труда на предприятии.

В ст. 13 Закона приведен перечень обязанностей работодателя по организации соответствующих служб, разработке и утверждению локальных нормативных актов об охране труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками их требований. Здесь же подчеркнуто, что именно работодатель непосредственно отвечает за нарушение этих требований. Цель всего этого - не допустить перекладывания ответственности. Некоторые из обязанностей сформулированы в довольно общей форме. И все же важно, чтобы для проверяющих были документальные подтверждения -выполнения этих требований. Для этого вполне подойдет коллективный договор, где в раздел "Охрана труда" можно перенести все общие нормы Закона об охране труда (детальнее о содержании коллективного договора будет сказано ниже). А конкретные формулировки потребуют конкретных решений: утверждения должностных инструкций, издания приказов и распоряжений. Причем в большинстве случаев достаточно воспользоваться типовыми формами, доказавшими свое право на жизнь в течение более чем 10 лет.

Служба охраны труда и кабинет охраны труда.

Одним из органов самоконтроля, который, скорее всего, придется создать, является служба охраны труда. Для поднятия статуса службы охраны труда Закон подчинил ее не директору, а именно работодателю, и только он, в лице своего органа управления, может отменить ее предписания. И хотя новая редакция Закона действует уже второй год, для разработки собственного положения о службе охраны труда попрежнему придется пользоваться "старым" Типовым положением о службе охраны труда.

Чтобы служба охраны труда могла полноценно работать, а работники проходили инструктаж и обучение, на предприятии с численностью более 400 человек требуется создание кабинета охраны труда. Если ваше предприятие не дотягивает до 400 работающих и нет даже помещения для учебных занятий, то подыщите комнату площадью не менее 24 м2, где и будет такое помещение, совмещенное с кабинетом охраны труда. Требования относительно площади комнаты установлены п. 3.2 Типового положения о кабинете охраны труда для предприятий с численностью до 1000 человек. Правда, упоминание о необходимости создания такого кабинета в Законе об охране труда отсутствует. Но ведь служба охраны труда должна где-то разместить всю необходимую нормативную информацию, литературу, учебные пособия, инструкции, видеофильмы и многое другое оборудование для того, чтобы эта комната стала "организационным и учебно-методическим центром пропаганды знаний по вопросам охраны труда среди работников" (см. п. 3.5 Типового положения о кабинете охраны труда).

Комиссия по вопросам охраны труда

Создание и утверждение состава комиссии по вопросам охраны труда является добровольным. Однако это уже относится к компетенции общего собрания (конференции) трудового коллектива, а не работодателя. Хотя в ее состав входят его представители наравне с представителями профсоюза и уполномоченного наемными работниками лица, специалисты по безопасности труда, гигиены труда и т. д. Положение о такой комиссии составляется на основе типового документа и утверждается на том же собрании. И опять же помочь в создании такой комиссии может Типовое положение о комиссии по охране труда. Комиссия по вопросам охраны труда не имеет таких широких возможностей, как служба охраны труда, ее решения носят рекомендательный характер.

Уполномоченные трудового коллектива по вопросам охраны труда. На общем же собрании (конференции) трудового коллектива согласно ст. 42 Закона об охране труда может появиться еще один орган контроля - уполномоченные трудового коллектива по вопросам охраны труда. Они, как сказано в ст. 42 Закона об охране труда, "имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях выполнение требований по охране труда и вносить обязательные для рассмотрения работодателем предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда". Трудовой коллектив также утверждает и соответствующее положение, разработанное на основе Типового положения о работе уполномоченных трудовых коллективов.

Контроль со стороны профсоюзных органов

Как уже отмечалось, ст. 41 Закона об охране труда расширила права профсоюзов в части контроля за соблюдением на предприятии требований охраны труда. Если профсоюз конфликтует с администрацией, то в качестве крайней меры воздействия он может использовать требование о немедленном прекращении работ на производственных участках или рабочих местах, где возникла угроза жизни или здоровью работника. Профсоюзы также имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и производственных объектов.

Как проводят аттестацию рабочих мест.

Заключая трудовой договор с работником, его следует проинформировать под расписку о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, о их влиянии на здоровье, а также о его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях (п. 1 ст. 29 КЗоТа). Чтобы выполнить это требование, необходимо провести целый комплекс исследований, установить наличие/отсутствие таких факторов; включить в коллективный договор перечень льгот за работу во вредных условиях, нормы обеспечения средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и т. п. Подобные исследования проводятся в рамках аттестации рабочих мест. Детально об этой процедуре руководитель может узнать, ознакомившись с Порядком проведения аттестации рабочих мест. На его основе на предприятии утверждают собственное положение, издается приказ о составе постоянно действующей аттестационной комиссии. Периодичность аттестации оговаривается в коллективном договоре, но должна составлять не более 5 лет (см. Методрекомендации для проведения аттестации рабочих мест).

Аттестационная комиссия обязана, в частности, изучить и сделать выводы об оснащенности рабочих мест необходимыми инструментами и средствами индивидуальной защиты, их соответствии, а также соответствии технологического процесса, зданий, сооружений, оборудования требованиям, указанным в проектно-конструкторской документации, стандартах и нормах по охране труда (п. 5.1 Методрекомендаций для проведения аттестации рабочих мест) Кстати, работа аттестационной комиссии будет значительно облегчена, если в свое время были проведены соответствующие экспертизы проектной документации.

Материалы аттестации рабочих мест должны храниться на предприятии 50 лет, поскольку могут быть востребованы при возникновении судебных тяжб с работниками, требующими выдачи акта о несчастном случае или признания заболевания профессиональным.

Для кого действуют ограничения при приеме на работу

По результатам проведенной аттестации рабочих мест можно сделать ряд выводов о необходимости установления ограничений при приеме на работу, связанных с требованиями нормативных актов, о сроках проведения инструктажей и их необходимости, режимах работы и т. п. Поэтому комиссия должна внимательно изучить действующие перечни и списки, дающие работникам дополнительные права (на дополнительный отпуск, досрочный выход на пенсию, сокращенный рабочий день, выдачу спецодежды, средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания) и льготы (доплаты за вредные условия труда).

Обязательный медосмотр

Статья 24 КЗоТа запрещает заключать трудовой договор с гражданами, которым предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья. А ст. 169 КЗоТа требует проведения предварительного и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, где необходим профессиональный отбор. Для установления соответствия здоровья и психофизического состояния нанимающегося его последующим функциям на предприятии и выполнения указанных требований следует обратиться к соответствующим нормативным актам, в частности, касающимся медицинского осмотра работников, таких, как Положение о медицинском осмотре работников. Причем отказавшихся или уклонившихся от прохождения медосмотра отстраняют от работы без сохранения заработной платы, а вопрос о привлечении таких работников к дисциплинарной ответственности работодатель решает по своему усмотрению. Важно отметить, что ст. 17 Закона об охране труда также предусматривает проведение внеочередного медицинского осмотра работника, когда его состояние здоровья, по мнению работодателя, препятствует выполнению возложенных на него обязанностей. О согласии работника на такой медосмотр не упоминается.

Ограничения на виды выполняемых работ

Ответственному за охрану труда на предприятии, а также должностным лицам, в обязанности которых будет входить разработка должностных инструкций, необходимо ознакомиться с Перечнем работ, требующих профессионального подбора. Этот документ требует не только прохождения работником медицинского осмотра, но и специального предварительного обучения и ежегодной проверки знаний нормативных актов об охране труда (ст. ст. 17 и 18 Закона об охране труда). В частности, Перечень включает работы, проводимые или связанные с подъемом на высоту, обслуживанием действующих электроустановок, использованием взрывоопасных материалов, ношением огнестрельного оружия, вождением. Причем ответственный работник службы охраны труда может по личным наблюдениям предварительно оценить целесообразность дальнейшего общения с нанимающимся, используя некоторые показатели, приведенные в Перечне (внимательность, быстрота переключения внимания, зрительная и слуховая память, эмоциональная стойкость).

Установлены также ограничения по приему на отдельные виды работ женщин и несовершеннолетних (статьи 14,15 Закона об охране труда) - существуют Перечень тяжелых работ, на которых запрещается применение труда женщин, и Перечень тяжелых работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних. Для этих же категорий установлены Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых вещей.

Все упомянутые особенности должны быть проанализированы в ходе аттестации рабочих мест и отражены в качестве ограничений для занятия должностей (профессий) в должностных инструкциях, а также учтены при формировании и оборудовании рабочих мест, а также при разработке нормативных актов об охране труда.

Как на предприятии разрабатывают нормативные акты по охране труда

Даже вводный инструктаж уже требует наличия у лица, которому будет поручено инструктировать работника, соответствующих инструкций. Итак, если в ходе аттестации рабочих мест были выявлены рабочие места, работа на которых требует соблюдения определенных требований охраны труда, по каждому из них (группе однородных рабочих мест) разрабатываются инструкции по технике безопасности. Как должны выглядеть эти документы и в каком порядке их разрабатывают и утверждают, детально описано в Положении о разработке инструкций по охране труда.

Поскольку документы, необходимые для выполнения требований законодательства об охране труда, имеют типовые формы, от исполнителей (службы охраны труда) требуется лишь адаптировать типовые положения, правила, стандарты и инструкции к особенностям производственного процесса своего предприятия, а также к работам, выполняемым на конкретном рабочем месте.

Целесообразно, чтобы этому процессу предшествовало составление штатного расписания и утверждение должностных инструкций. В должностных инструкциях будут указаны типовые работы, выполняемые изданном рабочем месте, перечень закрепленного оборудования, а также ссылки на обязательность выполнения правил внутреннего распорядка, техники безопасности, противопожарных требований, взаимоотношения со службой охраны труда. Также, как отмечалось ранее, в должностной инструкции указываются требования (по образованию, состоянию здоровья, возрасту) к работнику, занимающему данную должность (профессию), с обязательными ссылками на нормативные документы, что может в дальнейшем послужить основанием для увольнения работника по п. 2 ст. 40 КЗоТа (несоответствие квалификации или по состоянию здоровья).

Например, если на рабочем месте установлен ПК, соответствующая инструкция должна базироваться на пп. 2.3 и п. 5 Правил охраны труда при эксплуатации ЭВМ. Аналогично для каждых видов работ существуют как общие, так и частные типовые инструкции и правила.

Общие принципы составления нормативных актов по охране труда на предприятии установлены в Порядке обработки нормативных актов по охране труда. С этой целью руководитель предприятия издает приказ, в котором определяет конкретные сроки, исполнителей и ответственного за разработку необходимых документов. Кстати, как указано в п. 2.2 данного Порядка, "в случае необходимости собственник может на договорной основе привлечь к разработке проекта нормативного акта специалистов сторонних организаций".

Текущий контроль за соблюдением нормативов по охране труда осуществляется, как правило, инженером службы охраны труда. В обязательном порядке его подпись вместе с подписью юрисконсульта должны присутствовать на первом экземпляре всех нормативных актов предприятия, касающихся охраны труда (п. 2.8 Порядка обработки нормативных актов по охране труда). Эти документы должны пересматриваться с периодичностью, установленной в тексте приказа об их утверждении (как правило, один раз в пять лет).

Кто должен проходить обучение по вопросам охраны труда

В соответствии с п. 4 ст. 29 КЗоТа, прежде чем допустить нового работника к выполнению своих обязанностей, собственник должен "проинструктировать работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране". Статья 18 Закона об охране труда предусматривает, помимо прохождения инструктажа (обучения) по вопросам охраны труда также обучение навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим и правилам поведения при авариях. Поскольку ст. 14 Закона об охране труда говорит об обязанности работника знать и выполнять требования безопасности, кто-то должен напоминать ему об этом и фиксировать факт таких напоминаний в виде подписи работника.

Организация обучения, порядок и виды инструктажей, порядок проверки знаний по охране труда также устанавливаются в соответствующих положениях (стандартах) предприятия, утверждаемых приказом руководителя. Базисом для разработки таких норм является Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда. На основании этого Типового положения с учетом специфики производства и требований государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда формируются планы-графики проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, с которыми должны быть ознакомлены работники.

Однако, чтобы сформировать комиссию по проверке знаний (а также, как отмечалось ранее, чтобы получить разрешение на начало работы предприятия), обучение и сдачу экзаменов должны пройти руководители и лица, ответственные за охрану труда на предприятии. В соответствии со ст. 18 Закона об охране труда "должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при принятии на работу и периодически, один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда при участии профсоюзов". Далее говорится о том, что порядок проведения и проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда определяется типовым положением, утверждаемым Госнадзорохрантруда. Речь идет об упомянутом Типовом положении об обучении по вопросам охраны труда, в пп. 2.2 которого есть ссылка на Перечень должностных лиц, обязанных проходить проверку знаний по охране труда.

Во что может вылиться несоблюдение требований статьи 18 Закона об охране труда, понять легко, ведь не только работников, но и должностных лиц предприятия нельзя допускать к работе без обучения (их также отстраняют от работы на время повторного обучения, если обнаруженные знания неудовлетворительны).

Небольшая деталь: пройти повторное обучение и проверку знаний нужно в месячный срок (это отражено и в тексте статьи). Но, как показывает практика, продолжительность такого обучения сама по себе может быть весьма значительной (до месяца и более). Иными словами, представитель контролирующего органа может попросту отправить сотрудников предприятия, включая директора, "учиться и еще раз учиться", пока их знания по охране труда и правилах поведения при авариях, а также навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим не будут удовлетворять соответствующую комиссию.

Заместитель руководителя, в служебные обязанности которого, как правило, входит организация работы по охране труда, возглавляет комиссию, принимающую экзамены у подчиненных. В состав комиссий включаются специалисты службы охраны труда, юридической, производственных и технических служб, представители органов государственного надзора за охраной труда и профсоюзов. В любом случае комиссия считается правомочной, если в ее состав входит не менее трех лиц. Причем следует учесть, что лица, входящие в состав таких комиссий, в силу пп. 2.2.2 Типового положения об обучении по вопросам охраны труда должны пройти обучение и проверку знаний в специальных учебных заведениях, получивших разрешение Госнадзорохрантруда. Прочие должностные лица, неуказанные в приложении № 4 к данному Типовому положению, но подпадающие под Перечень должностей, обязанных проходить проверку знаний по охране труда, проходят обучение непосредственно на предприятии.

Кстати, для ряда должностей предприятий с численностью более 500 человек требуется обучение в Национальном научно-исследовательском институте охраны труда.

Если же на малом предприятии нет возможности сформировать надлежащим образом такую комиссию, должностные лица и специалисты, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, проверку знаний по вопросам охраны труда проходят в комиссиях местных органов исполнительной власти или органов Госнадзорохрантруда.

Следует учесть, что работники для выполнения работ с повышенной опасностью должны проходить подготовку только в специальных учебных заведениях (профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах, центрах подготовки и переподготовки рабочих кадров и т.  Причем, что немаловажно, - за счет работодателя. В соответствии с Перечнем работ с повышенной опасностью к таким работам относятся работы с применением ручных электро- и пневмомашин и инструментов; монтаж, демонтаж и накачивание шин, некоторые работы по ремонту и обслуживанию автотранспорта; некоторые отделочные и деревообрабатывающие операции; охрана собственности, объектов и даже работы на копировальных и множительных машинах.

Должностные лица и специалисты, в обязанности которых входит выполнение работ повышенной опасности, а также лица, указанные в Перечне работ, требующих профессионального отбора, проходят на предприятии специальное обучение и проверку знаний об охране труда применительно к конкретным условиям производства. Впоследствии такие проверки должны проходить не реже одного раза в год.

Для остальных работников, которые будут проходить обучение и проверку знаний на предприятии, службой охраны труда на основании типовых учебных планов и программ разрабатываются рабочие учебные планы и программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации. Проверка знаний работников по вопросам охраны труда проводится по тем нормативным актам, соблюдение которых входит в их служебные обязанности (п. 1.8 Типового положения об обучении по вопросам охраны труда). Вот почему важно заранее предоставить службе охраны труда должностные инструкции и результаты аттестации рабочих мест.

Результаты проверки оформляются соответствующим протоколом заседания комиссии, а сдавшим экзамен выдаются удостоверения. Если работник проходил обучение и проверку знаний непосредственно на своем предприятии, выдача удостоверений о проверке знаний является обязательной только для тех, кто выполняет работы повышенной опасности (п. 1.9 Типового положения об обучении по вопросам охраны труда).

Для всех лиц при приеме на работу в соответствии со ст. 8 Закона о пожарной безопасности требуется прохождение еще первичного и ежегодного инструктажа по вопросам пожарной безопасности. В свою очередь, работники, занятые на роботах с повышенной пожароопасностью, один раз в году проходят проверку знаний по пожарной безопасности, а должностные лица к началу выполнения своих обязанностей и периодически (один раз в три года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности. Особенности, порядок и сроки проведения такого обучения указаны в Перечне должностей, при назначении на которые лица обязаны проходить обучение по вопросам пожарной безопасности, и в Типовом положении об инструктажах, специальном обучении по вопросам пожарной безопасности.

Вводный инструктаж

До этого речь шла об обучении ряда категорий лиц, принимаемых на определенные должности (профессии). В отличие от такого обучения, вводный инструктаж проводится практически со всеми работниками, временными или постоянными, независимо от их образования, стажа работы и должности, втом числе с работниками других организаций, прибывшими на предприятие и участвующими непосредственно в производственном процессе или выполняющими другие работы для предприятия, с учениками и студентами, проходящими на предприятии производственную практику или прибывшими на экскурсию.

Вводный инструктаж проводит специалист службы охраны труда или специалист, на которого приказом возложены эти обязанности. Для проведения этого инструктажа как раз пригодится кабинет охраны труда или специально оборудованное помещение. Ориентиром для составления программы вводного инструктажа служит перечень вопросов, приведенный в приложении 6 к Типовому положению об обучении по вопросам охраны труда. Программа и продолжительность инструктажа утверждаются руководителем предприятия. Вопросы вводного инструктажа сформулированы таким образом, чтобы выполнить требования ст. 29 КЗоТа в части информации, которую собственник обязан сообщить работнику при приеме на работу.

О проведении вводного инструктажа инструктирующий и инструктируемый расписываются в журнале регистрации вводного инструктажа (приложение 7 к Типовому положению об обучении по вопросам охраны труда). Учитывая необходимость выполнения требований статей 29, 159 КЗоТа, запись о прохождении инструктажа проставляется в документе о принятии работника на работу.

Первичный инструктаж

Первичный инструктаж проводится до начала работы непосредственно на рабочем месте. Он может проводиться как индивидуально, так и с группой лиц одной профессии. Соответствующие инструкции должны учитывать требования ориентировочного перечня вопросов первичного инструктажа, приведенного в приложении 8 к Типовому положению об обучении по вопросам охраны труда.

Первичный, а также повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер). По их завершении лицо, проводившее инструктаж, проводит опрос и определяет возможность допуска инструктируемых к работам. После этого в журнале регистрации инструктажей по охране труда, форма которого приведена в приложении 9 к Типовому положению об обучении по вопросам охраны труда, производятся соответствующие записи. Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

После обучения и прохождения первичного инструктажа работнику выдается один экземпляр инструкции. Также такой экземпляр может быть вывешен непосредственно на рабочем месте. Этаже инструкция будет необходима работнику для подготовки к повторному инструктажу, который проводится не реже одного раза в полгода, а для работ с повышенной опасностью - 1 раз в 3 месяца.

Чтобы не обременять работников, не связанных по роду своей профессии (должности), в частности, с непосредственным обслуживанием оборудования, применением приборов и инструментов, руководитель предприятия по согласованию с государственным инспектором по надзору за охраной труда может утвердить Перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от первичного, повторного и внепланового инструктажей (пп. 4.2.11 Типового положения об обучении по вопросам охраны труда).

Стажировка работников

Помимо прохождения инструктажей, Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда предусматривает стажировку работников. После прохождения первичного инструктажа, но до начала самостоятельной работы вновь принятый работник в течение 2-15 смен должен поработать под присмотром более опытных коллег.

Руководитель предприятия может своим приказом освобождать от стажировки работников, имеющих стаж работы по соответствующей профессии не менее 3 лет, или же в случае перевода с одного цеха в другой, если характер работы и тип оборудования не изменяются. Программы стажировки разрабатываются для конкретной профессии, должности, рабочего места и утверждаются руководителем предприятия. Продолжительность стажировки и фамилия ответственного работника указываются в приказе. Также возможна регламентация данных вопросов в положении о прохождении стажировки и соответствующих инструкциях.

В журнале регистрации инструктажей предусмотрены специальные графы для записей о прохождении стажировки и допуске к самостоятельной работе, что оформляется приказом (распоряжением) руководителя предприятия (или его структурного подразделения). Фактически после допуска к самостоятельной работе основные обязанности собственника перед работником можно считать выполненными, а охрану труда на производстве установленной. Остальная часть постоянных обязанностей сводится к профилактическим работам, усовершенствованию инструкций и технологий и, конечно, контролю за выполнением работниками локальных норм об охране труда.

Что нужно предусмотреть в коллективном договоре

Коллективный договор - это документ, в котором обобщаются и детализируются основные требования законодательства, устанавливаются общие для всех профессий на предприятии требования, в т. ч. в области охраны труда, а также согласуются вопросы, которые в соответствии с законодательством требуют совместного решения собственника и трудового коллектива (профсоюзной организации). Хочет того или нет, является работник членом профсоюза или нет, обязательства, установленные и взятые сторонами коллективного договора, автоматически распространятся и на него (ст. 18 КЗоТа). Не останавливаясь детально на порядке заключения коллективного договора и прочих его разделах, обратимся к тем из них, которые касаются охраны труда на предприятии.

Гарантии и компенсации

В соответствии со ст. 20 Закона об охране труда в коллективном договоре предусматриваются социальные гарантии в области охраны труда, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда, предотвращению производственного травматизма, профзаболеваний и т. п. При разработке данного раздела, а также приложений, вытекающих из взятых обязательств, следует учесть, что в текст колдоговоре целесообразно вносить только основные нормы, для установления которых законодательством предусматривается согласие профсоюзного комитета или решение трудового коллектива. С другой стороны, для соблюдения требований законодательства в части ознакомления работников с их правами, льготами, компенсациями за условия труда (статьи 7, 8 Закона об охране труда), а также выполнения работником возложенных на него обязанностей (статьи 14,17 Закона об охране труда) колдоговор подходит как нельзя лучше. Напомним, что все эти нормы входят в программу вводного инструктажа и после их изучения работник расписывается в соответствующем журнале.

В текст колдоговора записываются трансформированные под обязательства собственника (администрации предприятия) и работников нормы статей 13 - 18, 22, 23 Закона об охране труда. Кроме того, ряд вопросов Закон об охране труда требует согласовать с трудовым коллективом. Поэтому в текст договора вносятся пункты о создании (при необходимости) комиссии об охране труда, количестве избираемых уполномоченных трудового коллектива по вопросам охраны труда и утверждении соответствующих положений. Также необходимо указать порядок и сроки освобождения от основной работы (с сохранением среднего заработка) уполномоченных и членов комиссии для выполнения ими своих общественных обязанностей.

Даже если собственник не собирается предоставлять дополнительные льготы и гарантии своим работникам, в раздел колдоговоре "Охрана труда" переносятся минимальные государственные гарантии за работу в тяжелых и вредных условиях, что позволяет также выполнить требования Закона о прибыли в части согласования условий оплаты труда. И хотя специалисты не рекомендуют "перегружать" колдоговор списками и перечнями, регламентируемыми нормативными актами, считаем нелишним все же оформить такие документы, как приложения к колдоговору. Хотя бы с целью предупреждения возможных упущений при разработке инструкций по технике безопасности, поскольку колдоговор будет распространяться на всех, втом числе и на принятых после его заключения, работников.

Естественно, что перечни и списки следует адаптировать к условиям конкретного предприятия, указав, работники каких профессий должны в обязательном порядке проходить медосмотр, профилактический наркологический осмотр, какие профессии требуют профессионального отбора. Чтобы бухгалтер отнес соответствующие расходы на валовые, также необходимо закрепить в колдоговоре списки тех работников, кто имеет право на отпуск за ненормированный рабочий день или вредные условия труда, кому и с какой периодичностью следует выдавать спецодежду, моющие средства, спецпитание и т. п.

В обязательном порядке в текст колдоговора вносятся гарантии потерпевшим на производстве, порядок предоставления более легкой работы как потерпевшим (ст. 172 КЗоТа), таки беременным женщинам (ст. 178 КЗоТа). При этом формулировать положения колдоговора целесообразно таким образом, чтобы при изменении законодательства не возникало дополнительных обязанностей перед работниками. Например, в тексте положений, устанавливающих обязанности собственника, связанные с материальными затратами, указывать, что такие права (льготы) "предоставляются 6 порядке и на условиях, предусмотренных законодательством".

Также в коллективном договоре оговаривается периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а после ее проведения устанавливается перечень мероприятий по улучшению условий труда, их доведению до требуемых нормативов безопасности, гигиены труда, повышению уровня охраны труда. Эти мероприятия включаются в колдоговор в виде приложения. А в тексте можно определить общую сумму средств (как в абсолютных, так и в относительных показателях), выделяемую на эти мероприятия, с учетом ограничений, установленных для отнесения расходов на валовые расходы.

Еще можно в колдоговоре оговорить условия и порядок поощрения лиц, которые работают над улучшением состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды. Тем более что такую возможность прямо предусматривает ст. 25 Закона об охране труда.

Непосредственно с охраной труда связаны правила внутреннего трудового распорядка, поскольку именно они регулируют поведение работника на его рабочем месте (условия и время допуска в помещения и т. п.).

Правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка дают возможность руководителю создать своеобразный регламент, предусматривающий порядок решения тех или иных вопросов во взаимоотношениях с подчиненными. Если вы стремитесь к тому, чтобы все вопросы в отношениях с работниками решались в соответствии с "буквой закона", такой документально установленный регламент становится необходимым. С определенными корректировками можно использовать Типовые правила внутреннего трудового распорядка. В разделе колдоговора "Время работы и отдыха" достаточно сделать ссылку на соответствующие Правила трудового распорядка (как приложение к колдоговору), а в самих Правилах детализировать нормы по специфике работы предприятия. Кстати, в этом же разделе следует упомянуть о перечне профессий и должностей, для которых устанавливается сокращенный или ненормированный рабочий день, а также категорий работников, для которых Закон об отпусках предусматривает предоставление дополнительного отпуска и его продолжительность (сами списки размещаются в приложении к колдоговору).

Помимо сказанного, в Правилах также можно оговорить, какие документы и в какой форме следует подавать в различных ситуациях, связанных с нарушениями трудового договора или отступлениями от него, чтобы, например, установить обоснованность пребывания работника на территории предприятия в тот или иной момент.

Устанавливая порядок приема и увольнения работников, следует указать, что при приеме на работу, требующую специальных знаний, администрация предприятия имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа о полученном образовании или профессиональной подготовке, а также прохождения медосмотра в случаях, предусмотренных законодательством. Также оговаривается порядок допуска к самостоятельной работе со ссылками на прохождение инструктажей и стажировки.

Время начала и окончания рабочего дня устанавливается в зависимости от режима работы предприятия и графиков сменности (ст. ст. 57, 58 КЗоТа). Перерывы в работе предоставляются, как правило, через 4 часа после начала рабочего дня (ст. 66 КЗоТа). Если не возможно или не желательно устанавливать единый для всех работников перерыв, в Правилах следует дать расписание перерывов по цехам, отделам, службам (опять же с целью установления производственной необходимости пребывания на месте, где произошел несчастный случай). Также следует указать место приема пищи и оговорить необходимость соблюдения правил пожарной безопасности при пользовании нагревательными приборами, установить запрет на курение в непредусмотренных местах, в т. ч. непосредственно на рабочем месте.

Следует учесть случаи перехода из одной смены в другую, предоставления отпуска вне графика, а также процедуру информирования работником о своем уходе или досрочном возвращении из отпуска. В данном случае для руководителя предприятия важно предупредить самовольные уходы и возвращения из отпуска без уведомления руководителей соответствующих подразделений. Также необходимо описать процедуру отбытия и возвращения из командировок в части выхода на работу в дни отъезда и приезда, выполнения работ на другом предприятии, если это не оговорено в приказе о командировании работника.

Работа в выходные дни и сверхурочные работы требуют согласия профсоюза (ст. ст. 64, 71 КЗоТа) - допускаются только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, и на основании приказа собственника. Но в Правилах следует также оговорить возможность и процедуру согласования появления работника на рабочем месте в выходные для него дни и задержки после работы по личной инициативе.

А чтобы облегчить привлечение нарушителей к дисциплинарной ответственности, в Правилах следует детализировать саму процедуру, предшествующую оформлению приказа о наложении взыскания, соблюдение сроков, втом числе сроков подачи докладных о нарушениях руководителями подразделений.

Поскольку среди оснований увольнения работника п. 3 ст. 41 КЗоТа называет "систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка", для применения данного вида взыскания работник должен быть ознакомлен с такими правилами. Ознакомление, как отмечалось ранее, производится во время вводного инструктажа и фиксируется подписью работника в журнале. А сами Правила рекомендуется "вывешивать в цехах (отделах) на видном месте".

Как финансируют расходы на охрану труда

Статья 20 Закона об охране труда содержит существенную норму, которую нужно учитывать при составлении колдоговора. Помимо социальных гарантий в области охраны труда, а также списка комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда, предотвращению производственного травматизма, профзаболеваний и т. п., нужно указать объемы и источники финансирования этих мероприятий.

Как именно должна финансироваться охрана труда, описано в ст. 19 Закона об охране труда. В частности, здесь сказано: "Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции". А на предприятиях, содержащихся за счет бюджета, "расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда". К сожалению, за два года существования новой редакции Закона об охране труда никто так и не разъяснил хозрасчетным предприятиям, как именно определять эти 0,5% (что понимать под суммой реализованной продукции, по какой стоимости ее оценивать, с учетом НДС или без и т. д.). Зато на 2004 год приостановили действие нормы о 0,2% фонда оплаты труда для бюджетников. В этой ситуации радует лишь то, что наказать за несоблюдение именно данного объема финансирования, в принципе, никто не сможет - главное, чтобы хватало средств на выполнение всех необходимых мероприятий. При этом, относя подобные расходы к составу валовых, бухгалтеру приходится учитывать требования постановления № 994, которым Правительство (во исполнение ч. 5 ст. 19 Закона об охране труда) утвердило в середине 2003 года Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы. Справедливости ради нужно отметить, что применение данного документа вызывает ряд вопросов. Дело в том, что упомянутое постановление № 994 и Перечень содержат достаточно неточностей и противоречий по отношению к Закону о прибыли. Учитывая это, работодателю не остается иного пути, как подходить к каждой израсходованной на "охранные вопросы" копейке персонально, опираясь прежде всего на Закон о прибыли.

Как проверяют соблюдение требований охраны труда

Казалось бы, со вступлением в силу Закона о страховании от несчастного случая собственники предприятий могут расслабиться и не беспокоиться о соблюдении требований законодательства в сфере охраны труда. Уплачивая страховые взносы, можно фактически не волноваться, как возместить ущерб потерпевшему. Эта обязанность отныне возложена на Фонд социального страхования от несчастных случаев. Единовременное пособие, "регрессные" выплаты пострадавшим и членам их семей, прочие социальные льготы - все это уже не пугает руководство значительными издержками. Так зачем же обременять себя работой по сохранению "чужих" средств?

Но не все так просто. Данный вид страхования лишь гарантирует работнику перечень государственной помощи, детализированный в ст. 28 Закона о страховании от несчастного случая. А обязательств по обеспечению безопасных условий труда на всех рабочих местах с собственника никто не снимал. Кроме инспекторов системы Госкомнадзорохрантруда, состояние охраны труда на предприятии имеют право проверять и страховые эксперты Фонда страхования от несчастных случаев.

Полномочия инспекторов Фонда страхования от несчастных случаев.

Их полномочия выписаны в ст. 23 Закона о страховании от несчастного случая. Кроме "стандартных" прав "беспрепятственно и в любое время посещать предприятия для проверки состояния условий и безопасности труда и проведения профилактической работы по этим вопросам", страховой эксперт наделен возможностью выходить с представлением о приостановлении работы на конкретном рабочем месте, участке или всего предприятия в целом, разумеется, если обнаружит несоблюдение нормативов по охране труда. И ему же предоставлено право ходатайствовать о применении финансовых санкций или привлечении должностных лиц к ответственности в случае невыполнения законодательства по охране труда, включая составление протоколов об административных проступках.

Полномочия органов Госнадзорохрантруда

Кроме внутренних контролеров - специалистов службы охраны труда предприятия, внешний контроль осуществляет государственная структура - Госнадзорохрантруда. Указом № 29 утверждено новое Положение о Государственном комитете по надзору за охраной труда, получившем статус центрального органа исполнительной власти.

В свою очередь, приказом Госнадзорохрантруда утверждено Положение о надзоре за охраной труда. Как и в предыдущем аналогичном документе, в Положении сохранены те же три вида инспекторских проверок: оперативные, целевые и комплексные, которые, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми.

Оперативные проверки теперь могут продолжаться, как правило, не один, а 1 -2 рабочих дня в разные смены, в том числе в ночное время и в общевыходные дни. Их проводят для проверки информации, предоставленной предприятием об устранении ранее установленных нарушений для дачи разрешения на возобновление эксплуатации временно остановленного объекта, а также для надзора за строящимися объектами, участия в работе комиссий по принятию их в эксплуатацию (п. 3.12.1 Положения о надзоре за охраной труда).

Хотя инспектор наделен правом беспрепятственного посещения объекта, это не означает, что служба охраны (если таковая есть) обязана пропустить его для самостоятельного передвижения по территории предприятия. Согласно п. 3.4 Положения о надзоре за охраной труда, прежде чем начать проверку, инспектор обязан ознакомиться с необходимой документацией, находящейся на предприятии, и обязательно уведомить о своем визите руководителя предприятия. В том же п. 3.4 документа прямо указано, что все виды проверок проводятся в присутствии работодателя или уполномоченного им лица.

Правда, незначительный резерв времени вряд ли поможет устранить те огрехи, о которых на предприятии могут и не подозревать. А препятствия, чинимые инспектору, могут привести к самым неприятным последствиям, учитывая, что должностное лицо Госнадзорохрантруда просто обратится к правоохранительному органу. Тем более что, как требует от самих государственных инспекторов п. 3.6 Положения о надзоре за охраной труда, каждая проверка должна завершаться выдачей акта проверки или письменного распоряжения-предписания, по содержанию которого оценивают работу самих инспекторов.

Целевая проверка более представительная и продолжительная по сравнению с оперативной. О ее проведении, а также составе комиссии (в принципе, допускается и единоличная целевая проверка должностным лицом Госнадзорохрантруда) должно быть решение территориального органа Госнадзорохрантруда. Такое "углубленное изучение конкретных вопросов по охране труда" может длиться не более 5 рабочих дней (пп. 3.12.2 Положения о надзоре за охраной труда). По ее итогам, помимо предписаний, составленных во время посещения комиссией отдельных объектов, работодателю выдают акт проверки. В нем отражаются перечень выявленных недостатков и предложения по их устранению.

Плановую комплексную проверку проводят также на основании решения территориального органа Госнадзорохрантруда. Но, как и в случае с плановой целевой проверкой, о времени ее проведения руководителю предприятия должны сообщить не позднее чем за месяц до ее начала. В соответствии с пп. 3.12.3 Положения о надзоре за охраной труда общее время обследования предприятия при комплексной проверке не может превышать 10 рабочих дней. Правда, при определенной сложности и объемности проверки ее срок может быть установлен в пределах 15 рабочих дней.

Среди основных задач комплексной проверки числятся "выявление и устранение нарушений требований законодательных и других нормативных актов об охране труда", посему резонно предположить, что такая представительная комиссия вряд ли оставит свой акт без отражения в нем конкретных нарушений. Вместе с тем комиссия имеет право предложить предприятию разработать план мероприятий по достижению установленных нормативов, созданию безопасных и безвредных условий труда на рабочих местах.

В распорядительной части акта излагают предложения комиссии по устранению выявленных нарушений, в том числе требования по выполнению выданных предписаний. Если выполнение конфетных норм требует некоторого времени, то записывают сроки, а при необходимости - рекомендации по принятию решения соответствующим органом Госнадзорохрантруда о временном прекращении действия нормативных актов об охране труда.

А вот внеплановые проверки следует ждать прежде всего на предприятиях и объектах, где ползет вверх кривая производственного травматизма. Поводом для такой проверки послужат также аварии, несчастные случаи (групповые или со смертельным исходом), невыполнение ранее выданного предписания, отсутствие у инспектора информации об устранении недостатков, указанных в предписании. В конце концов визит проверяющих может быть вызван банальной жалобой, поскольку в Положении о надзоре за охраной труда даже не указано, от кого она может поступить и должна ли иметь какие-то подтверждающие документы о несоблюдении на предприятии требований охраны труда.

Что будет, если не выполнить предписание Госнадзорохрантруда

Само по себе предписание еще не влечет автоматического наложения каких-либо административных санкций на руководителя предприятия или на само предприятие. Хотя инспектор обязан не только выявить нарушения, но и выяснить их причины, а также лиц, которые непосредственно нарушили требования законодательства об охране труда или по вине которых были допущены эти нарушения. Это также отражается в предписании, но максимум, что может на практике предпринять инспектор во время первого визита, - запретить работы на проверяемом объекте до устранения нарушения.

Порядок умалчивает о предельных сроках, в течение которых должны быть устранены нарушения, отмеченные в предписаниях и актах проверок. Поэтому достаточно того, что предложения инспектора будут реализованы в сроки, отведенные им в акте или предписании. Это обязательно проконтролируют в ходе дальнейших проверок, в том числе, как отмечалось выше, во время оперативной проверки, если письменный ответ предприятия об устранении нарушений не убедит проверяющего.

Если же и во время повторного визита инспектор обнаружит, что выполнение работ повышенной опасности или эксплуатация "опасного" объекта, машины, механизма или оборудования осуществляется с нарушением требований нормативных актов об охране труда, он уже обязан выдать работодателю соответствующее предписание о приостановлении работ. Далее будет инициирован вопрос об аннулировании разрешения на эксплуатацию объекта или выполнение работ повышенной опасности. То есть фактически речь будет идти о закрытии предприятия. Правда, из текста Положения о надзоре за охраной труда можно сделать вывод, что такие крайние меры воздействия допустимы только по отношению к "опасным" работам и объектам, указанным в Перечне объектов и машин повышенной опасности и Перечне работ повышенной опасности к "неопасным" фирмам в этом смысле бояться нечего.

Если же предприятие выполнило предписание, о чем письменно уведомило территориальный орган Госнадзорохрантруда, инспектор обязан, в принципе, разрешить возобновление работ.

Но одними предписаниями об устранении недостатков или приостановке работ дело может и не ограничиться. В акте проверяющие могут рекомендовать собственнику предприятия (что предусмотрено в полномочиях органов Госнадзорохрантруда) привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших невыполнение их предписаний, а также не обеспечивших создания безопасных условий труда, вплоть до представления об их служебном несоответствии. При наличии достаточных оснований комиссия по результатам проверки может даже направить материалы в органы прокуратуры для возбуждения уголовного дела.

Причем, получив предписание о привлечении виновных лиц к ответственности, работодатель обязан отреагировать на него должным образом. Мерами взыскания, как правило, являются выговор или увольнение (ст. 147 КЗоТа). Собственник может на этом основании расторгнуть контракт с директором предприятия со ссылкой на п. 1 ст. 41 КЗоТа, если в контракте именно на первого руководителя возложены обязанности по организации охраны труда.

В свою очередь, руководитель получает право уволить подчиненного, фамилия которого названа в акте, по п. 3 ст. 40 КЗоТа, правда, если этому работнику за последний год уже был объявлен выговор. Собственно порядок наложения дисциплинарных взысканий регламентируется статьями 147-152 КЗоТа.

В заключение обзора можем добавить, что бюрократическую на первый взгляд процедуру соблюдения законодательства об охране труда не стоит рассматривать как нечто чрезмерно громоздкое и обременяющее. В конце концов, что может быть дороже здоровья и жизни? Вместе с тем даже выполнив все, что требует законодательство, разработав необходимую документацию и назначив ответственных лиц, администрация предприятия (равно как и собственник) не должна "расслабляться" - необходим постоянный контроль за соблюдением этих норм. Все будет хорошо и спокойно лишь до тех пор, пока работники работодатель осознают важность соблюдения требований, предъявляемых к безопасности труда.

-------------------------------------------------------

 

Add This: 

Наши клиенты

Навигация

 

Новости сайта

Будьте в курсі останніх новин нашого сайту!

Подписка на RSS-лента Новости сайта

Контакти

 
Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.